Игнатий Лойола - Триумф несгибаемой воли мага

Игнатий Лойола - Триумф несгибаемой воли мага

Игнатий Лойола - Триумф несгибаемой воли мага.

Ровно 491 год назад — 20 мая 1521 года — произошло событие, полностью изменившее жизнь одного испанского офицера и имевшее значительные последствия для всего мира. В сражении с французами получил тяжелое ранение дон Иниго Лопец де Рекальде де Оназ-и-де-Лойола — будущий святой Игнатий, основатель Общества Иисуса, знаменитого Ордена иезуитов.
Этот удивительный человек на протяжении веков был и остается объектом самых различных, зачастую диаметрально противоположных суждений. Для одних он великий святой, праведник, мудрый пастырь, просветленный мистик-созерцатель. Для других — экзальтированный религиозный фанатик, создатель одной из самых страшных в истории человечества организаций. И для тех, и для других он практически неотделим от своего главного детища — Ордена иезуитов. Говорим Орден — подразумеваем Лойола, говорим Лойола — подразумеваем Орден. Но, как бы ни велико было это его творение — не важно, со знаком "плюс" или "минус", Игнатий Лойола — прежде всего человек и, безусловно, один из самых ярких и незаурядных представителей рода людского. Триумф воли — пожалуй, именно так в двух словах лучше всего охарактеризовать его жизненный путь.

"Испанец, небольшого роста, прихрамывающий, с веселыми глазами" — таким запомнился будущий святой одному своему современнику. Прихрамывать дон Иниго стал как раз после того ранения, изменившего его жизнь. В истории с ранением во всей полноте проявился редкостный характер Игнатия. Наваррский город Памплона сдался французам, но испанский офицер Лойола, находившийся на службе у вице-короля Наварры, не пожелал сдаваться. Вместе с солдатами он продолжал держать оборону в крепости. Его изувечило ядром — была перебита нога.
Восхищенные смелостью 30-летнего дворянина французы оказали ему медицинскую помощь и доставили в родовой замок. Без всякой анестезии, не издав ни звука, а только крепко сжимая кулаки, храбрый воитель выдержал тяжелую операцию на кости. Но кость срослась криво! И тогда Иниго принимает решение, поразившее его родственников и врачей: он просит провести повторную операцию, сломать неправильно сросшиеся кости и дать им возможность срастись нормально. Все было исполнено в точности, но хромота осталась на всю жизнь.
Здесь проявилось одно из главных качеств Игнатия Лойолы — его колоссальная сила воли, беспощадность к себе, готовность идти до конца и заплатить любую цену ради достижения своей цели.
Правда цели на тот момент были, мягко говоря, далеко не божественные. Как писал впоследствии о себе сам Иниго, "внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дешево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…"

После операции потянулись долгие дни вынужденного бездействия. Молодой офицер изъявил желание почитать модные в ту пору рыцарские романы, но, к великой будущей пользе для всей Римско-католической церкви, их в старомодном замке не нашлось. Пришлось удовольствоваться книгами несколько иного рода — "Жизнью Иисуса Христа" и житиями святых. Поначалу, как и следовало ожидать, было не очень интересно — слишком далек был мир салонов и сражений, в котором душой и телом пребывал дон Иниго, от мира аскезы и молитв. Но постепенно раненый герой открыл для себя удивительную закономерность: побудить себя читать и размышлять о Боге и его святых было нелегко, это требовало усилий, зато потом на душе были мир и радость. А вот мысли о воинской славе и светских победах, о дамах и балах хоть и были весьма увлекательны и приятны, после них в душе было пусто, оставались лишь тяжесть и уныние.
Так в сердце испанского дворянина постепенно происходили перемены; как сказал бы апостол Павел, умирал ветхий человек, и рождался новый.
Кроме того, в житиях святых Игнатий увидел для себя своего рода вызов: "Все его рассуждения сводились к следующему: святой Доминик совершил это, значит, и я должен совершить; святой Франциск совершил то, значит, и я должен совершить" ("Автобиография").
Шла тяжелая внутренняя борьба: будущее звало, прошлое не отпускало. Из этой борьбы с самим собой, с доном Иниго, светским львом и доблестным офицером, вышел победителем святой Игнатий. Решению, однажды принятому, Игнатий сохранил верность на всю оставшуюся жизнь. Отдав свою роскошную одежду бедняку, Иниго предался суровой аскезе. Впереди были тяжелые искушения — начинающий подвижник вновь и вновь каялся в своих прошлых грехах, покаяние казалось недостаточным, приходило уныние, отчаяние и даже мысли о самоубийстве. Пройдя через все это, своей колоссальной силой воли запретив себе обращаться к мыслям о прошлых грехах, Игнатий продолжил движение вперед, к идеалам служения, которые звали его.
Критикуя Орден иезуитов за многие его неблаговидные деяния, за негласный принцип "Цель оправдывает средства", люди часто забывают о том колоссальном заряде человечности, который лежал в его основании. Орден возникал вовсе не как механизм в руках Ватикана по искоренению ереси, а как братство родных по духу и любящих Бога людей. Каким бы строгим ни был устав Ордена, любовь соединяла Игнатия и его учеников гораздо крепче любой дисциплины. Общество Иисуса стало настоящей семьей для тех, кто желал посвятить всю жизнь Богу и людям. Вот какие удивительные слова обращал к своим братьям ближайший ученик Игнатия, великий миссионер Франциск Ксаверий, находясь в далекой Индии.
"Когда я начинаю говорить об Обществе, я не могу остановиться, не знаю, как закончить мое письмо… но надо завершать, вопреки моему желанию, потому что корабли отплывают. И я не нахожу способа закончить лучше, чем поклявшись всем членам Общества, что никогда не забуду его, а если забуду, то пусть у меня отсохнет правая рука!"
"Сообщаю вам, возлюбленные братья, что из писем, которые вы мне написали, я вырезал ваши имена, написанные собственною рукой вашей, и вместе с моим исповеданием веры всегда ношу их с собой, ибо они приносят мне утешение".
"Целиком твой, никогда не могущий забыть тебя Игнатий", — писал в ответ Лойола своему ученику и духовному сыну, давшему, пожалуй, самое лучшее определение Ордену иезуитов: "Общество Иисуса — Общество Любви". Ученика и учителя причислят к лику святых в один день, 12 марта 1622 года.
Огромный заряд человечности святой Игнатий внес и в собственно религиозную жизнь. Он учил людей, как важно не только чтить Христа как Бога, но и переживать отношения с ним как с самым близким человеком, всем сердцем сострадать его страданиям и сорадоваться его воскресению и его славе. Конечно, такое личностное понимание Христа всегда жило в Церкви, но снова и снова появлялась потребность к этому пониманию вернуться.
Непреклонность к ересям и неразборчивость в средствах борьбы с ними, которые часто ставят в вину иезуитам, не могут быть правильно поняты вне контекста той эпохи. Игнатий Лойола имел мистический опыт созерцания адских страданий и всем сердцем желал спасти людей от этого ужаса. Этой цели он подчинил и свою жизнь, и жизнь своих братьев-учеников, всего Ордена. "Стать всем для всех, чтобы спасти всех!" — вот максима, которой он следовал, несколько перефразируя более умеренного и трезвого апостола Павла, который говорил: "Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". Но спасение достигается человеком не самостоятельно, а только в Церкви, только через Церковь и никак иначе — не искушенный в высоком богословии сын народа басков эту истину усвоил как "Отче наш". Следовательно, чтобы избавить людей от вечной погибели, их нужно привести в лоно Католической церкви, а для этого все средства хороши. Иниго был человеком действия и не предавался рефлексии о соотношении цели и средств, о "слезе ребенка" и прочих высоко духовных материях.

Всем хорошо известно, чем на практике оборачивался принцип "Цель оправдывает средства". У средств, к сожалению, обнаружилось отвратительное свойство чудесным образом влиять на цель, даже самую благую. Но было бы несправедливо винить в этом самого дона Иниго, бесстрашного баска, великого святого Католической церкви Игнатия Лойолу, посвятившего всю свою жизнь служению Богу и ближнему.